Skip to content

Признание недействительным решения налогового органа о взыскании суммы налогов и пеней

Март 2020 года

Предмет спора:

  • Компания А. с конца декабря 2018 года находилась в процедуре ликвидации. Письмом от 16.05.2019 в адрес ликвидатора Компании А. было направлено предписание на проведение выездной проверки от 16.05.2019 с указанием о проведении проверки в период с 20.05.2019 по 22.05.2019, а также указанием о необходимости ликвидатору предоставить все относящиеся к вопросам проверки сведения и документы (без указания конкретного перечня).

    29.05.2019 налоговым органом был составлен акт выездной проверки, на основании которого было вынесено решение от 05.07.2019 о взыскании суммы налогов и пеней в размере 400 000,00 белорусских рублей. Проверка была проведена на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке.

    Не согласившись с названным решением налогового органа, ликвидатор Компании А. обратился с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о взыскании сумм налогов и пеней как несоответствующее требованиям законодательства и нарушающее его права и законные интересы.

Позиция заявителя:

  • В обоснование заявления ликвидатор Компании А. указал следующее:

    — налоговый орган обосновывает свою позицию наличием следующих оснований для применения пункта 3 статьи 107 НК РБ: в ходе проведения проверки установлено некорректное ведение бухгалтерского учета за период 2014-2018 год, поскольку отсутствует отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета либо частичное отражение хозяйственных операций, в связи с чем определить размеры причитающихся к уплате налогов не представляется возможным. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 81 НК РБ в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности плательщика. При проведении проверки должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Так, акт проверки не содержал фактов направления в адрес ликвидатора Компании А. требования о представлении необходимых документов с указанием дат отправки и получения ликвидатором указанного документа, а также повторного направления такого требования в адрес ликвидатора Компании А. Таким образом, налоговым органом не установлен и не подтвержден достоверными доказательствами факт непредставления документов ликвидатором Компании А. либо отсутствие указанных документов у данного лица, что является нарушением пункта 2 статьи 81 НК РБ;

    — налоговый орган обосновывает свою позицию фактом направления в адрес ликвидатора Компании А. требования на представление документов от 16.05.2019 по сроку их представления 20.05.2019. Вместе с тем ликвидатор Компании А. никогда не получал от налогового органа в рамках проводимой выездной внеплановой проверки в период с 20.05.2019 по 22.05.2019 именно требования налогового органа на представление документов. Письмом от 16.05.2019 в адрес ликвидатора было направлено лишь предписание на проведение выездной проверки от 16.05.2019, не содержащее конкретный перечень документов. По своей сути предписание на проведение выездной проверки и требование на представление документов являются различными документами, что следует из положений статей 74 и 79 НК. Таким образом, вывод налогового органа о не представлении либо отсутствии необходимых документов у Компании А. не основан на требованиях законодательства;

    — поскольку налоговым органом не доказан факт направления в адрес ликвидатора Компании А. требования о представлении конкретного перечня документов и информации, необходимых для проведения проверки, следовательно, вывод о том, что у Компании А. отсутствуют либо не представлены документы бухгалтерского, налогового учета или другие документы, связанные с налогообложением, является незаконным и необоснованным. В этой связи является незаконным и необоснованным применение Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 года №426.

Позиция налогового органа:

  • В адрес ликвидатора Компании А. 16.05.2019 наряду с предписанием на проведение выездной проверки было направлено требование на представление документов от 16.05.2019 по сроку их представления 20.05.2019. В указанный срок необходимый перечень документов ликвидатором Компании А. представлен не был.

    27.05.2019 ликвидатор Компании А. связался с должностным лицом налогового органа и обещал представить необходимые документы в срок до 29.05.2019. В указанный срок ликвидатором были частично представлены документы и данные бухгалтерского и налогового учета.

    Поскольку при анализе представленных документов и данных бухгалтерского и налогового учета установлено некорректное ведение бухгалтерского учета за период 2014-2018 год, т.к. отсутствовало отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета либо частичное отражение хозяйственных операций, налоговый орган не имел возможности определить размер причитающихся к уплате налогов.

    Таким образом, имелись основания для применения пункта 3 статьи 107 НК РБ и определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) небанковских кредитно-финансовой организации и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц.

Решение суда первой инстанции:

  • В ходе предварительного судебного заседания налоговый орган не представил доказательств направления в адрес ликвидатора Компании А. требования на представление документов от 16.05.2019 по сроку представления 20.05.2019, в связи с чем на основании пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» экономическим судом была назначена дополнительная проверка. Своим определением экономический суд обязал ликвидатора Компании А. передать все необходимые документы налоговому органу по акту приемки-передачи документов, а также подробно осуществлять фиксацию процедуры проведения проверки.

    По результатам проведенной дополнительной проверки ликвидатор Компании А. заявил ходатайство об отказе от заявленных требований.

    На основании абзаца 5 статьи 149 ХПК экономический суд принял отказ ликвидатора Компании А. от заявленных требований и прекратил производство по делу.

Facebook
Google+
LinkedIn

Налоговые споры (кейс)

Налоговые споры 2022 Январь 2022 года ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Дело №155ЭАП21153 г. Минск       Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда

Подробнее

Оспаривание решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей в связи с представлением контракта, срок действия которого истек к моменту совершения таможенной процедуры

Оспаривание решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей в связи с представлением контракта, срок действия которого истек к моменту совершения таможенной процедуры Март 2020 года

Подробнее