В Палату Представителей внесен и рассматривается Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».

Одной из основных целей внесения изменений в Закон является реализация решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 14 февраля 2018 г. № Р-1121/2018 «О правовом регулировании исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению», касающегося устранения неопределенности в правовом регулировании перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае предъявления к исполнению исполнительного документа, ранее возвращенного взыскателю по его заявлению.

Необходимость таких изменений вызвана следующим. Согласно статье 35 Закона, после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок. Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению после его возвращения взыскателю влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, и его течение начинается заново, вследствие чего взыскатель наделяется правом предъявлять исполнительный документ в органы принудительного исполнения неограниченное количество раз. Данное обстоятельство ведет к неоднократному прерыванию срока предъявления исполнительного документа к исполнению, тем самым создавая возможность его продления на неопределенный срок, что может привести к тому, должник неопределенно долгое время будет пребывать под угрозой применения к нему мер принудительного исполнения. Такое положение должника не соответствует закрепленным в статье 5 Закона «Об исполнительном производстве» принципам равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства, общепризнанные принципы неприкосновенности собственности, имущественной самостоятельности участников гражданско-правовых отношений.

Проект разрешает данную проблему путем внесения изменений, в соответствии с которыми срок предъявления исполнительного документа к исполнению в случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю сокращается на период его нахождения на исполнении в органах принудительного исполнения.

Для предъявления к исполнению исполнительных документов, по которым судом, иным уполномоченным органом восстановлен пропущенный срок, в Проекте предлагается установить шестимесячный срок со дня вынесения судебного постановления или иного документа о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

В целях конкретизации процедуры реализации права должника на продление срока для добровольного исполнения исполнительного документа в Проекте планируется разрешить однократное продление такого срока не более чем на семь дней.

Проектом также расширен перечень органов, уполномоченных выступать в качестве взыскателя от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, урегулированы вопросы работы банка данных исполнительных производств, а также предоставлена возможность истребования материалов исполнительного производства со дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и до вынесения постановления о его окончании не только суду, государственному органу при рассмотрении вопросов в гражданском, уголовном, административном судопроизводстве и судопроизводстве по экономическим делам, но и руководителю органа принудительного исполнения и прокурору при рассмотрении обращений и жалоб на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя.

В целях урегулирования вопроса завершения работы по исполнительным производствам о взыскании сумм при отсутствии у должника денежных средств или иного имущества в Проекте устанавливается возможность обращения взыскания на долю должника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью при недостаточности у должника имущества для погашения задолженности по исполнительным документам.

Кроме того, в Проекте предусматривается неоднократная переоценка имущества, порядок ее проведения. Такие изменения позволят сократить количество случаев признания торгов несостоявшимися и увеличить процент реализации имущества. 

Необходимо также отметить, что ныне действующий Закон регламентирует возможность оспаривания постановлений, действий, связанных с непосредственным исполнением исполнительных документов. Поскольку могут иметь место действия, которые с непосредственным исполнением не связаны, получается, что они не могут оспариваться. Для решения данной проблемы в Проекте планируется внести изменения в нормы о порядке обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, в соответствии с которыми предметом оспаривания могут быть любые действия судебного исполнителя.