Skip to content

Уголовные дела за неуплату налогов – подход законодателя и правоприменителя

Елизавета Ярмош

Елизавета Ярмош

адвокат, к.ю.н., доцент

С лета 2021 года в Уголовном кодексе Беларуси предусмотрен целый ряд статей, связанный с неуплатой налогов и взносов в ФСЗН. Сейчас их четыре:

1) Статья 243. Уклонение от уплаты налогов, сборов (нижний порог для уголовной ответственности – 2000 БВ)

2) Статья 243-1. Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов (от 1000 БВ)

3) Статья 243-2. Налоговое мошенничество (от 1000 БВ)

4) Статья 243-3. Уклонение от уплаты страховых взносов (от 2500 БВ)

К слову, на сегодняшний день, 2000 базовых величин – это 64000,00 рублей. Совершенно небольшая сумма для бизнеса, если учитывать, что в рамках уголовного дела проверяемый период по сути не ограничен. Но даже если говорить о стандартном пятилетнем периоде проверки – это чуть меньше 13 тысяч белорусских рублей в год.

Но в бОльшей степени вопрос возникает сейчас не с суммой налоговой недоимки для привлечения к уголовной ответственности, а с порядком возбуждения уголовных дел.

В моем понимании для привлечения к уголовной ответственности за налоговое преступление необходимо установить факт неуплаты налогов. Такой факт, учитывая специфику и сложность налоговых правоотношений, можно установить только при проведении налоговой проверки (как минимум камеральной) либо мониторинга. При этом при проверке следует тщательно выяснить все обстоятельства дела, изучить документы и пояснения всех заинтересованных лиц. Соответственно, акт налоговой проверки должен предшествовать постановлению о возбуждении уголовного дела.

На практике все больше дел встречается с обратной последовательностью: сначала возбуждается уголовное дело и уже в рамках возбужденного дела назначается налоговая проверка. В зависимости от суммы неуплаченных налогов зачастую решается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу с последующим погашением ущерба подозреваемым (или обвиняемым). При такой ситуации налоговые проверки имеют скорее цель расчета неуплаченных налогов и пеней, а не установления и доказывание факта неуплаты налогов.

В этой связи очень интересен подход Росси, где весной этого года в Уголовный кодекс внесены изменения, согласно которым дела по налоговым преступлениям могут быть возбуждены только на основании материалов налоговой проверки (исключительный повод). На наш взгляд, такой подход необходимо закреплять и в уголовном законодательстве Республики Беларусь.

Думаю, лишним будет упоминание о том, что уголовные дела — это очень серьезные потрясения для бизнеса, и очень немногие, пройдя предварительное расследование и суд, получив наказание (пусть даже и не связанное с лишением свободы), могут столь же активно продолжать бизнес как и ранее.

Поэтому в части экономических преступлений вопрос необходимо в бОльшей степени относить в экономическую сферу – например, путем закрепления в законодательстве норму о том, что лицо, которое уплатило все налоги и пени в течение определенного времени после проведения проверки, не подлежит уголовному преследованию (возможен вариант ограничения суммы налоговой недоимки для такого льготного порядка). Особенно актуален такой подход при ретроспективном применении ст. 33 Налогового кодекса, которая применяется в подавляющем большинстве налоговых уголовных дел.