Срок для взыскания налогов - ожидать ли изменений
Елизавета Ярмош
адвокат, к.ю.н
В действующем налоговом кодексе РБ (п. 2 ст. 61) установлен пресекательный срок для взыскания налогов: предусмотрен прямой запрет на взыскание налогов с организации или ИП, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты.
Из указанного правила предусмотрено два исключения:
(1) проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет;
(2) плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Сегодняшняя судебная практика исходит из того, что даже если при проведении проверки были выявлены факты неуплаты налогов, но к моменту вынесения решения некоторая часть взыскиваемых налогов «выпала» из пятилетнего срока – решением по акту проверки такие налоги взыскать нельзя.
Такая позиция вызывает непонимание контролирующих органов, которые продолжают в решении по акту включать все суммы недоимки и пеней, которые нашли отражение в акте проверки.
В проекте закона об изменении налогового кодекса, опубликованном на сайте Минфина РБ п. 2 ст. 61 претерпел существенное изменение. Сейчас исключением из общего правила о пятилетнем сроке для взыскания налогов будут случаи, когда взыскание производится по результатам
(1) проверки, назначенной в соответствии с законодательными актами,
(2) представления налоговой декларации с внесенными изменениями или представление налоговой декларации, если в установленный срок она не представлялась.
Таким образом законодатель «поддерживает» позицию контролирующих органов, которые отказываются исключать из сумм взыскиваемых налогов те, требования по которым не заявлялись в течение пяти лет.
Однако остается вопрос – в каких случаях ли при таком изменении будет применяться пятилетний срок для предъявления требования об уплате налогов. Ведь по своей сути процедура взыскания налогов с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется по результатам проверки – которая в новой редакции НК дает возможность не применять пресекательный пятилетний срок для взыскания налогов.
Также не ясен вопрос с теми проверками, решения по которым приняты до окончания 2021 года, но жалобы в суде будут рассматриваться только в 2022 году.
С учетом предусмотренного годичного срока для обжалования полагаем, таких кейсов будет немало. По нашему мнению, в таких случаях суды должны будут руководствоваться требованиями законодательства, действовавшим на момент принятия решения.
Ну и с точки зрения соблюдения баланса интересов между налогоплательщиками и контролирующими органами (представляющими интересы государства) полагаем, справедливым было бы внесение изменений в п. 2 ст. 66 НК, которая предусматривает возможность осуществить возврат (зачет) излишне уплаченных налогов за период, не более 5 лет со дня такой уплаты.
Считаем, что, отменяя по сути срок для взыскания налогов, следует также отменить аналогичный срок для их возврата (зачета), либо внести существенные корректировки, улучшающие положение плательщиков.