Skip to content

Признание налоговым представительством – новые тенденции в налоговом контроле?

Елизавета Ярмош

Елизавета Ярмош

адвокат, к.ю.н

Многие организации масштабируют свой бизнес и открывают компании за пределами страны – места регистрации. Некоторые активно сотрудничают с иностранными компаниями: например, заключают договоры оказания услуг в целях исследования рынка на территории Беларуси, подготовки документов для участия в тендерах и прочее. 

Какие налоговые претензии могут быть предъявлены при таком сотрудничестве и как правильно осуществлять взаимодействие? Давайте разбираться.

Белорусское законодательство содержит два понятия представительства иностранной организации. Первое закреплено в Гражданском кодексе: представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции.

Такое «юридическое» представительство регистрируется в облисполкоме (Минском городском исполкоме) и действует в соответствии с положением, утвержденным постановление Совмина № 408 от 30.05.2018. Основное ограничение такого представительства – это возможность осуществления только подготовительной и вспомогательной деятельности на территории РБ.

Второй вид представительства иностранной организации (о которой мы и будем говорить) – это так называемое «налоговое» представительство, понятие которого закреплено в ст. 180 НК (в НК такое представительство именуется «постоянным представительством иностранной организации»).

Под постоянным («налоговым») представительством понимается:

1) постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории РБ (здесь как правило речь идет о строительных площадках)

2) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

В случае, если организация или физическое лицо подпадают под признаки постоянного представительства, им необходимо стать на учет в налоговой инспекции и уплачивать все предусмотренные налоговым законодательством РБ налоги (регистрироваться в исполкоме, как в случае с «юридическим» представительством, необходимости нет).

Таким образом, любая организация и даже физическое лицо (группа физических лиц) может быть признана постоянным (налоговым) представительством, если будет установлено, что данные лица имеют полномочия на согласования существенных условий договоров и используют такие полномочия. К примеру, если у физического лица есть доверенность, на основании которой он в тендерах понижает стоимость от имени иностранной организации.

Напомню, что постоянное представительство уплачивает на территории РБ все налоги, которые предусмотрены для белорусской организации. В то время как иностранная организация с дохода, полученного на территории РБ, уплачивает налог на доходы по ставке 15%. Соответственно налоговое бремя постоянного представительства намного выше, чем и обусловлен повышенный интерес к ним со стороны контролирующих органов.

Признаки, по которым устанавливают факт постоянного (налогового) представительства на территории РБ:

— ведение переписки с субъектами хозяйствования по вопросам деятельности иностранной организации;

— оформление коммерческих предложений, заявок;

— участие в торгах, понижение стоимости;

— оформление  первичных документов;

— ведение бухгалтерского учета;

— осуществление платежей в адрес контрагентов и/или контроль за поступлением денежных средств;

— осуществление общего руководства деятельностью иностранной организацией; 

— осуществление работы с таможней и договорной работы;

— нахождение по месту деятельности (жительства) реквизитов иностранной организации: печатей, фирменных бланков, инструментариев управления банковским счетом и пр.;

— иные признаки.

Нескольких из указанных выше признаков достаточно для признания организации (физического лица) постоянным представительством. В этом случае налоговые органы доначисляют иностранной организации соответствующие налоги, ну а в случае превышения порога, предусмотренного для уголовной ответственности (2000 базовых величин), физические лица на территории РБ могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Как правильно строить взаимоотношения с иностранной компанией, чтобы избежать рисков быть признанным постоянным представительством.

Во-первых, необходимо знать, в каких случаях место деятельности, организация или физическое лицо не образует постоянное представительство:

(1) хранение, демонстрация или поставка товаров (без реализации на территории РБ через представительство); 

(2) закупка товаров, (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации; 

(3) сбор или распространение информации для иностранной организации; 

(4) осуществление подготовительной или вспомогательной деятельности.

Все эти виды деятельности отдельно или в совокупности должны носить подготовительный или вспомогательный характер.

Во-вторых, если лицо оказывает на территории РБ услуги иностранной организации, необходимо следить, чтобы документы (договоры, доверенности) не содержали полномочий на осуществление деятельности от имени иностранной организации или согласование существенных условий заключаемых иностранной организаций договоров.

В случае же, если ваша деятельность исходя их законодательного определения и самое главное – сути ее осуществления подпадает под постоянное представительство – необходимо стать на учет в налоговой инспекции, открыть расчетный счет и в установленном порядке подавать налоговые декларации.