Skip to content

Камеральная vs выездная проверка

Елизавета Ярмош

Елизавета Ярмош

адвокат, к.ю.н

15 декабря 2021 года на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь опубликован план выборочных проверок на первое полугодие 2022 года.

В план входят не только контроль со стороны налоговых органов, но органов МЧС, Министерства труда, статистики, комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и пр. Однако проверки соблюдения налогового законодательства традиционно вызывают у проверяемых субъектов наибольшую тревогу.

Выборочные проверки – это вид выездных проверок, которые осуществляются по месту нахождения проверяемого субъекта. До 2018 года законодательство именовало такие проверки как «плановые» (от словосочетания «включенные в план»). С 01.01.2018 эти же проверки называются «выборочными».

К слову сказать сейчас все больше и больше проверок осуществляется в рамках камерального контроля (который проходит по месту нахождения налогового органа).

О его осуществлении проверяемый узнает, как правило, в момент получения от налогового органа уведомления с предложением предоставить дополнительные документы и (или) информацию.

В современном мире налогового контроля с каждым днем совершенствуются информационные базы и общие подходы. Те обстоятельства, которые раньше можно было узнать только при получении ответов на запросы или при встречной проверке – сейчас доступны проверяющим путем простого доступа к соответствующим источникам.

Но тем не менее выездные выборочные проверки продолжают проводиться с регулярной частотой. Каким же образом проверяющий субъект решает – кого и когда проверять? Для этого законодательством установлены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки.

Каждому критерию присвоено определенное количество баллов в зависимости от применяемой системы налогообложения. При этом большее количество баллов присваивается критериям оценки степени риска, которые в большей мере характеризуют риск и (или) учитывают большую величину потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектом обязательных требований законодательства.

Интересно отметить наличие таких критериев, как:

— учредитель, руководитель проверяемого ранее являлся учредителем, руководителем субъекта, реорганизованного в форме разделения, выделения, слияния, присоединения

— проверяемый в календарном году имеет выручку от реализации товаров (работ, услуг) более 80 000 БВ при количестве работников меньше либо равно 3

— более двух раз снятие с учета и постановки на учет в разных налоговых органах в течение 2 календарных лет

— среднемесячная заработная плата проверяемого в календарном году ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного законодательством

— сумма перечисленных денежных средств на счета индивидуальных предпринимателей за выполненные работы, оказанные услуги в календарном году превышает фонд заработной платы

Безусловно это лишь небольшая часть критериев, предусмотренных законодательством для назначения выборочной проверки и сами по себе они не являются нарушением законодательства, однако дают повод задуматься о возможных нарушениях со стороны проверяемого.

Что точно необходимо понимать субъекту хозяйствования – если ваша организация попала в план выборочных проверок – это не спроста, и у контролирующих органов есть подозрения в правильности исчисления и уплаты налогов с вашей стороны.

В этой ситуации стоит хорошенько оценить все сделки и хозяйственные операции за последние пять лет и, возможно, предпринять превентивные меры, поскольку после назначения проверки уточненные налоговые декларации за проверяемый период не принимаются в силу прямой нормы налогового кодекса.