Ожидать ли изменений в порядке корректировки налоговой базы?
Елизавета Ярмош
адвокат, к.ю.н
Долгожданные изменения налогового законодательства не внесли существенных дополнений в статью 33 Налогового кодекса. При этом все чаще и чаще на практике вопросы вызывают не столько сам факт наличия оснований для корректировки налоговой базы (п. 4 ст. 33), сколько порядок такой корректировки (п. 5 ст. 33). Иными словами – если считаете – делайте это правильно и главное, справедливо.
Справочно: П. 5 ст. 33 НК:
При наличии оснований, указанных в пункте 4 настоящей статьи, налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения, и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций, и (или) имеющихся данных об их совершении при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами.
Наличие оснований, указанных в пункте 4 настоящей статьи, устанавливается с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, и (или) представленных правоохранительными органами.
Формулировка п. 5 ст. позволяет достаточно широко трактовать методику корректировки налоговой базы, но широкая трактовка имеет свои недостатки – нельзя исключить злоупотребление при расчете налоговой недоимки. В противном случае при проведении любой проверки можно довзыскать налоги, обосновывая такое доначисление субъективным мнением контролирующих органов и отсутствием иного порядка в законодательстве. К примеру, контролирующий орган, не зная специфики деятельности компании, может сделать вывод о том, что приобретение того или иного имущества было совершено в целях минимизации налогов (принятия к зачету НДС), а не для последующего использования. И проверяемому сложно возразить, поскольку законодательство не содержит базовых принципов корректировки налоговой базы. Одним из базовых принципов можно было бы законодательно закрепить принцип справедливости налоговой реконструкции, исключающий формальный подход налоговых органов.
При этом ссылка в судах на то, что в случае выявления пробелов в налоговом законодательстве, либо иных недостатков, создающих правовую неопределенность, решения должны приниматься в пользу налогоплательщиков, по сути, не работает, поскольку для применения данной нормы (абз. 2 п. 6 ст. 3 НК) суд должен установить наличие такого пробела.
Однако с 1 января 2022 года законодатель внес изменения в статью 33 НК, дополнив абзац третий пункта 4 статьи 33 следующим предложением: «Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь»
Таким образом, с учетом принципа стабильности налогового законодательства вопрос оценки деловой цели совершения хозяйственной операции передан Совету Министров, которым вполне возможно в ближайшее время будут определены основные принципы для оценки сделок субъектов хозяйствования.