Skip to content

Покупка доли общества по номинальной стоимости – есть ли налоговые последствия?

Елизавета Ярмош

Елизавета Ярмош

адвокат, к.ю.н

Купля-продажа долей в уставном фонде коммерческой организации – очень распространенная сделка среди физических и юридических лиц. 

Зачастую такие сделки совершаются по стоимости доли, указанной в уставных документах. Со времен, когда были сняты минимальные ограничения размеров уставных фондов в большинстве организациях (исключения – ЗАО, ОАО, страховые организации) субъекты хозяйствования регистрируются с размерами уставных фондов, которые носят символический характер (100, 200, 300 рублей).

Соответственно доля участника, которому принадлежит 50% уставного фонда организации, по уставу может составлять 50 рублей. И очень многие договоры купли-продажи долей заключаются именно по такой цене. 

 

Все бы неплохо, но давайте обсудим возможные налоговые последствия.

В случае, если чистые активы организации не выше (или незначительно выше) размера уставного фонда, такие сделки не могут повлечь за собой никаких вопросов со стороны контролирующих органов.

А вот если размер чистых активов (которые определяется как сальдо между активами и пассивами) значительно выше уставного фонда – к совершаемой сделке могут отнестись с пристальным вниманием. Ведь в этом случае покупатель получает долю, реальная (действительная) стоимость которой значительно превышает продажную.

С одной стороны, есть мнение, что поскольку доля – это не имущество, а имущественное право (владение долей дает собственнику определенные права, основным из которых является получение прибыли), то сам факт приобретения доли не образует дохода у ее покупателя.

И в связи с тем, что налоговое законодательство определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, то в случае с приобретением доли доходом будет не сама доля, а получаемые дивиденды, которые и так подлежат обложению налогом (подоходным либо налогом на прибыль).

С другой стороны, обратите внимание, как налоговое законодательство определяет налоговую базу (размер дохода) по подоходному налогу физического лица (п. 1 ст. 200 НК): 

При получении налогоплательщиком от физических лиц дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, размер такого дохода определяется в отношении:
— долей в уставных фондах организаций — в размере части стоимости чистых активов организации, пропорциональной размеру доли физического лица в уставном фонде организации.

 

Иными словами, если участник общества – физическое лицо подарит свою долю иному физическому лицу, то для получателя подоходный налог будет исчисляться исходя из стоимости чистых активов организации, но никак не из уставной стоимости доли. И здесь принцип «доход – это дивиденды, а не доля» не срабатывает. 

Аналогичную позицию может занять контролирующий орган при оценке договоров купли-продажи долей в уставном фонде.

И если стороны договора купли-продажи — физические лица, то вопросы могут возникнуть к покупателю (получателю дохода), что особенно это актуально с точки зрения камерального контроля соответствия расходов и доходов физических лиц. А вот если продавец – организация, то в рассматриваемой сделке она будет выступать налоговым агентом, и соответственно именно продавец будет нести все налоговые последствия.  

В свете очень серьезной ответственности (вплоть до уголовной) налоговых агентов за неуплату подоходного налога настоятельно рекомендуем провести аудит таких сделок и оценить налоговые риски, если вы планируете их заключать.