Сбор за размещение (распространение) рекламы – кто и как платит?
Елизавета Ярмош
адвокат, к.ю.н
С 1 мая 2022 года вступает в силу указ № 131, которым вводится сбор за размещение (распространение) рекламы.
По своей сути сбор наравне с налогом и пошлиной можно отнести к налоговым платежам. Все основные налоги, сборы и пошлины поименованы в Налоговом кодексе РБ, однако налоги (сборы, пошлины) могут также вводится и иными актами налогового законодательства (включая акты Президента).
С первого взгляда создается впечатление, что сбор платят лица, которые размещают (распространяют) рекламу. Однако при более внимательном изучении указа становится понятно, что не все так просто.
Плательщиками сбора признаются юридические лица и ИП, являющиеся РЕКЛАМОДАТЕЛЯМИ. Объект обложения – размещение (распространение) рекламы.
Иными словами, именно рекламодатель (то лицо, которое заказывает и оплачивает рекламу) обязано будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным кварталом, подать декларацию и не позднее 22-го числа оплатить сбор в размере 10% от стоимости рекламы (без НДС) при размещении наружной рекламы и рекламы на ТС, 20% — от иной рекламы.
Как и в любой налоговом платеже есть исключения. К таким исключениям относятся
— если рекламодатель использует труд инвалидов (не менее 30%)
— если рекламодатель является исправительным учреждением
— социальная реклама, мероприятия, организуемые государственными органами
— реклама, размещаемая на досках объявлений, а также в зданиях
— реклама на сайтах государственных органов и в государственных СМИ
— если реклама предоставляется рекламным агентством (по сути данное исключение направлено на то, чтобы сбор не уплачивался дважды).
Резюмируя – с 1 мая 2022 года стоимость рекламы в Беларуси поднимается на 10% — 20%. Это необходимо учитывать при планировании своего бюджета.
Ну а тем, кто предпочитает первоисточник аналитике ссылка ниже: https://president.gov.by/bucket/assets/uploads/documents/2022/131uk.pdf