Принцип защиты разумных ожиданий налогоплательщиков
Елизавета Ярмош
адвокат, к.ю.н
Очень часто на практике мы сталкиваемся с вполне логичным вопросом налогоплательщика: «Как так – меня уже проверяли (признавали лучшим налогоплательщиком, возвращали НДС, проводили проверки моих контрагентов и пр.) – и не было никаких вопросов. А сейчас, по прошествии почти 6 лет вдруг появились претензии и огромная недоимка?»
Такая позиция налогоплательщиков называется принципом защиты разумных ожиданий налогоплательщика. По своей сути данный принцип означает, что если контролирующие органы, активно взаимодействуя с налогоплательщиком и наблюдая за его деятельностью, не высказывали никаких претензий в отношении правильности исчисления и уплаты налогов, не могут впоследствии такие претензии предъявлять, основываясь на те же фактические обстоятельства, которые были им известны весь период деятельности компании.
Например, согласно абз. 7 подп. 2.2 статьи 72 Налогового кодекса Республики Беларусь для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, могут проводиться проверки.
Применение принципа защиты разумных ожиданий налогоплательщиков означал бы, что в случае, если по результатам проверочных мероприятий контролирующий орган не установил нарушений законодательства и осуществил возврат НДС, в дальнейшем доначислять возвращенный НДС контролирующий орган вправе только в том случае, если налогоплательщиком были скрыты фактические обстоятельства такого возврата (либо контролирующий орган не мог их получить самостоятельно).
Особенно актуальным пример с возвратом НДС стал с 19.06.2021г., когда Уголовный кодекс Республики Беларусь пополнился статьей 243-2 «Налоговое мошенничество», предусматривающей уголовную ответственность до 7 лет лишения свободы за представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо заведомо ложных сведений иным способом в целях необоснованного возврата налогов.
Необходимо помнить, что проведенная проверка не гарантирует того, что в будущем проверенный период не будет еще раз проверен (проверенный период можно еще раз проверять в том числе по поручениям Председателя КГК, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата).
Принцип защиты разумных ожиданий налогоплательщиков позволил бы налогоплательщикам с учетом постоянно меняющегося налогового законодательства и практики его применения строить свой бизнес таким образом, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне и нести ответственность за совершаемые ими сегодня действия.
В белорусском законодательстве данный принцип не нашел своего отражения. Не упоминается он и в разъяснениях налоговых органов, равно как и разъяснениях Верховного суда. Вместе с тем его активное использование поможет внести ясность в налоговые ожидания плательщиков.
Вывод один – даже если ваша компания уже проверялась, это не дает стопроцентной гарантии отсутствия в будущем претензий со стороны контролирующих органов.
Что же делать налогоплательщикам, чтобы быть уверенными в правильности выстраивания своего бизнеса? Внедрить в свою деятельность tax compliance – постоянный мониторинг всех осуществляемых хозяйственных операций на предмет налоговой безопасности.