Камеральная vs выездная проверка
Елизавета Ярмош
адвокат, к.ю.н
15 декабря 2021 года на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь опубликован план выборочных проверок на первое полугодие 2022 года.
В план входят не только контроль со стороны налоговых органов, но органов МЧС, Министерства труда, статистики, комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и пр. Однако проверки соблюдения налогового законодательства традиционно вызывают у проверяемых субъектов наибольшую тревогу.
Выборочные проверки – это вид выездных проверок, которые осуществляются по месту нахождения проверяемого субъекта. До 2018 года законодательство именовало такие проверки как «плановые» (от словосочетания «включенные в план»). С 01.01.2018 эти же проверки называются «выборочными».
К слову сказать сейчас все больше и больше проверок осуществляется в рамках камерального контроля (который проходит по месту нахождения налогового органа).
О его осуществлении проверяемый узнает, как правило, в момент получения от налогового органа уведомления с предложением предоставить дополнительные документы и (или) информацию.
В современном мире налогового контроля с каждым днем совершенствуются информационные базы и общие подходы. Те обстоятельства, которые раньше можно было узнать только при получении ответов на запросы или при встречной проверке – сейчас доступны проверяющим путем простого доступа к соответствующим источникам.
Но тем не менее выездные выборочные проверки продолжают проводиться с регулярной частотой. Каким же образом проверяющий субъект решает – кого и когда проверять? Для этого законодательством установлены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки.
Каждому критерию присвоено определенное количество баллов в зависимости от применяемой системы налогообложения. При этом большее количество баллов присваивается критериям оценки степени риска, которые в большей мере характеризуют риск и (или) учитывают большую величину потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектом обязательных требований законодательства.
Интересно отметить наличие таких критериев, как:
— учредитель, руководитель проверяемого ранее являлся учредителем, руководителем субъекта, реорганизованного в форме разделения, выделения, слияния, присоединения
— проверяемый в календарном году имеет выручку от реализации товаров (работ, услуг) более 80 000 БВ при количестве работников меньше либо равно 3
— более двух раз снятие с учета и постановки на учет в разных налоговых органах в течение 2 календарных лет
— среднемесячная заработная плата проверяемого в календарном году ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного законодательством
— сумма перечисленных денежных средств на счета индивидуальных предпринимателей за выполненные работы, оказанные услуги в календарном году превышает фонд заработной платы
Безусловно это лишь небольшая часть критериев, предусмотренных законодательством для назначения выборочной проверки и сами по себе они не являются нарушением законодательства, однако дают повод задуматься о возможных нарушениях со стороны проверяемого.
Что точно необходимо понимать субъекту хозяйствования – если ваша организация попала в план выборочных проверок – это не спроста, и у контролирующих органов есть подозрения в правильности исчисления и уплаты налогов с вашей стороны.
В этой ситуации стоит хорошенько оценить все сделки и хозяйственные операции за последние пять лет и, возможно, предпринять превентивные меры, поскольку после назначения проверки уточненные налоговые декларации за проверяемый период не принимаются в силу прямой нормы налогового кодекса.