Skip to content

Физические лица – налоговые резиденты

Елизавета Ярмош

Елизавета Ярмош

адвокат, к.ю.н

Вопрос налогового резидентства является весьма важным, поскольку от его правильного определения зависит объем налогового обязательства.

Напомню, что физические лица — резиденты несут полную налоговую обязанность, т.е. исполняют налоговые обязательства в отношении доходов от источников в РБ, доходов от источников за пределами РБ, а также в отношении имущества, расположенного как на территории РБ, так и за ее пределами.

Соответственно нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность — исполняют налоговые обязательства только по деятельности, осуществляемой в Беларуси, или в отношении доходов от источников в РБ, а также в отношении имущества, расположенного на территории РБ.

При этом очень важно помнить, что понятие «налогового» резидентства существенно отличается от его определения с точки зрения валютного законодательства.

Так, налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории Беларуси в календарном году более ста восьмидесяти трех дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами Беларуси сто восемьдесят три дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

К слову говоря, вызывает вопрос – к какой из перечисленных категорий относятся физические лица, находившиеся на территории РБ ровно 183 дня. В практике не сталкивались со спорной ситуацией по данному критерию, но был бы интересен подход в ее разрешении).

Например, если белорусский гражданин поступил в иностранный вуз, учится очно, и находится в этом иностранном государстве более полугода, он уплачивает налоги в белорусский бюджет только с того дохода, который получает на территории РБ. Если же он при аналогичной ситуации учится онлайн и преимущественно находится на территории Беларуси – такое лицо должно уплатить налоги с доходов, получаемых в иностранном государстве (например, если такой студент получает гранд, либо любого рода выплаты).

Казалось бы – все просто: установить количество дней нахождения в Беларуси в календарном году и исходя из этого определить налоговое бремя. НО! Существуют нюансы.

Так, если возникла спорная ситуация подтверждение фактического нахождения на территории РБ определяется на основании отметки о пересечении государственных границ, вносимых в паспорт, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений (в том числе устных и письменных объяснений).

Но, например, при пересечении границы с Россией отметки в паспорте не ставятся.

В случае, если не возможно однозначно определить время нахождения физического лица на территории РБ, плательщик обязан представить в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года, (или любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения, например разрешение на временное проживание, иные документы, подтверждающие место фактического нахождения, место работы, учебы и т.д.)

Итак, самое главное, что следует помнить:

1) налоговое резидентство никак не связано с гражданством

2) при отсутствии прямых доказательств фактического нахождения именно на плательщике лежит бремя доказывания его нахождения в том или ином государстве