Организация воинского учета в организациях – право или обязанность?
Государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов является законодательным определением воинского учета, задачей которого является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности.
Организация процесса воинского учета в Республике Беларусь входит в число прямых обязанностей юридического лица независимо от организационно-правовой формы.
Круг подлежащих воинскому учету граждан достаточно широк — в него входят все призывники и военнообязанные мужского пола. Также приему на воинский учет подлежат и некоторая категория лиц женского пола.
Презюмируется, что руководство военно-учетной работой в организации осуществляется ее руководителем. Вместе с тем обязанности по ведению воинского учета могут быть возложены на иного работника организации. И не совсем обязательно это должен быть специалист кадровой или юридической службы. Им может быть абсолютно любой работник, состоящий в штате организации.
Постановка воинского учета включает в себя достаточно объемный и кропотливый цикл по заполнению и ведению специально предназначенной для этого документации. Основные требования — это полнота и достоверность данных.
Например, принимая на работу нового сотрудника, работник ответственный за военно-учетную работу обязан:
— проверить у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных – военные билеты;
— установить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу, на воинском учете в военном комиссариате;
— заполнить на работника личную карточку;
— известить военный комиссариат о приеме на работу призывника или военнообязанного.
Но на этом перечень обязанностей ответственного работника не заканчивается, и последнему с определенной в законодательстве периодичность предстоит:
— систематически осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, подлежащих воинскому учету
— ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах;
— направлять по запросам военного комиссара района сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации, в том числе о забронированных военнообязанных;
— при увольнении с работы призывников или военнообязанных известить военный комиссариат.
Документы по ведению воинского учета готовят в организациях с момента их образования и перед началом очередного календарного года.
В общей сложности в организации должны быть разработаны и вестись следующие документы:
— план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных;
— картотека личных карточек воинского учета на граждан, состоящих на воинском учете в организации;
— приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета;
— расписки в приеме документов воинского учета;
— журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных;
— справочная информация, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;
— служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации;
— другие документы по ведению воинского учета.
Резюмируя, можно сказать, что не все с воинским учетом так просто, да и у военных по-другому быть не может. Простое словосочетание «воинский учет» скрывает за собой не только внушающий объем сопроводительной и иной сопутствующей документации, но и административную ответственность.