Налоговые споры (кейс)
Налоговые споры 2022 Январь 2022 года ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Дело №155ЭАП21153 г. Минск Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда
Февраль 2020 года
В конце декабря 2018 года налоговым органом было вынесено предписание на проведение внеплановой проверки Компании А. по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с января 2013 по сентябрь 2018 года и иным вопросам. По результатам проверки в феврале 2019 года Компании А. налоговым органом был составлен акт проверки о доначислении налогов и пеней в сумме 500 000,00 белорусских рублей. С учетом внесенных изменений в акт проверки в марте 2019 года сумма доначислений составила 530 000,00 белорусских рублей. На основании акта проверки и внесенных изменений в акт проверки в конце апреля 2019 года принято решение о взыскании с Компании А. налогов и пеней в размере 530 000,00 белорусских рублей.
По результатам рассмотрения жалобы участника Компании А. на решение (апрель 2019 года) о взыскании суммы налогов и пеней вышестоящий налоговый орган в июне 2019 года отменил решение налогового органа и назначил дополнительную проверку.
В августе 2019 был составлен акт выездной дополнительной проверки, в который в сентябре 2019 года были внесены изменения. На основании указанного акта и изменений к нему налоговым органом в ноябре 2019 года было вынесено решение о взыскании налогов и пеней в сумме 400 000,00 белорусских рублей.
Не согласившись с названным решением налогового органа, участник Компании А. гражданин Б. обратился с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о взыскании сумм налогов и пеней как несоответствующее требованиям законодательства и нарушающее его права и законные интересы.
В обоснование заявления гражданин Б. указал следующее:
— в решении о взыскании налогов и пеней, принятым налоговым органом в апреле 2019 года, налоговый орган указывает, что Компанией А. был занижен налог на прибыль за 2013 год в сумме 155 000,00 белорусских рублей по сроку уплаты не позднее 24.03.2014. Пунктом 2 статьи 61 НК РБ предусмотрено, что взыскание налога с организации не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты. С учетом положений статей 61 и 62 НК РБ требованием об уплате налогов является решение налогового органа, принятое в апреле 2019 года. Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 61 НК РБ требование об уплате налога на прибыль за 2013 год по сроку уплаты не позднее 24.03.2014 было предъявлено в конце апреля 2019 года, т.е. по истечении 5 лет, что прямо запрещено пунктом 2 статьи 61 НК;
— по своей сути «основанием» для проведения дополнительной проверки стала отмена вышестоящим налоговым органом решения налогового органа, принятого в апреле 2019 года, которое содержало незаконное требование
налогового органа о взыскании налога на прибыль за 2013 год. Соответственно, при вынесении решения по акту дополнительной проверки с учетом «глубины» проведения дополнительной проверки, в том числе за период с января 2013 года по декабрь 2013 года, необходимо учитывать, что за данный период времени в апреле 2019 года уже было предъявлено требование об уплате налога на прибыль в нарушение установленного статьей 61 НК 5-ти летнего срока, следовательно, повторное предъявление требования об уплате налога за 2013 год через механизм вынесения решения по акту дополнительной проверки не допустим, поскольку в иной ситуации имеет место нарушение принципа правовой определенности по вопросу применения статьи 61 НК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 НК РБ взысканием налога, сбора (пошлины), пеней признаются исполнение налогового обязательства, уплата пеней в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства и (или) другое имущество плательщика и (или) его дебиторов в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Согласно пункту 2 статьи 61 НК РБ взыскание налога, сбора (пошлины) с организации или индивидуального предпринимателя не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты. Вместе с тем, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет, указанный срок не применяется.
Исходя из положений пункта 4 статьи 74 НК РБ, в рамках проверки вопросов соблюдения налогового законодательства могут быть проверены: период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, истекший период текущего календарного года. Проверка начата в 2018 году и проведена за период с января 2013 года по сентябрь 2018 года, превышающий пять лет.
В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 34 НК РБ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).
Пунктом 2 статьи 36 НК РБ предусмотрено, что подлежащая уплате сумма налога исчисляется по итогам налогового периода с учетом выявленных в этом налоговом периоде фактов неуплаты и излишней уплаты налога независимо от истечения пяти лет от установленных налоговым законодательством сроков его уплаты.
С учетом указанных положений законодательства суммы начисленных по акту проверки налогов за 2013 год правомерно предъявлены Компании А.
Экономический суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления на основании следующего:
— как установлено в судебном заседании, проверка была начата налоговым органом в конце декабря 2018 года, проверяемый период с января 2013 по сентябрь 2018 года. В последующем налоговым органом проводилась дополнительная проверка. Таким образом, проверяемый период в отношении Компании А. определен налоговым органом в соответствии с требованиями законодательства;
— в соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 34 НК РБ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Частью 1 пункта 2 статьи 36 НК РБ установлено, что подлежащая уплате сумма налога, сбора (пошлины) исчисляется по итогам налогового периода с учетом выявленных в этом налоговом периоде фактов неуплаты и излишней уплаты налога, сбора (пошлины) независимо от истечения пяти лет от установленных налоговым законодательством сроков его уплаты. Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя о нарушении налоговым органом пункта 2 статьи 61 НК РБ являются несостоятельными. В данном случае указанный в пункте 2 статьи 61 НК РБ пятилетний срок, установленный для взыскания налогов, не может быть применен.
— из содержания пункта 4 статьи 74, части 1 пункта 1 статьи 34, части 1 пункта 2 статьи 36 НК РБ следует, что подлежат уплате налоги и пени, исчисленные за налоговый период, указанный в акте налоговой проверки. При этом налоговый (проверяемый) период не может превышать сроков, установленных пунктом 4 статьи 74 НК РБ. В данном случае налоги и пени доначислены налоговым органом в пределах срока, то есть в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 74 НК РБ. Таким образом, оспариваемое решение принято налоговым органом в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями законодательства
Судебное постановление суда первой инстанции обжаловалось в апелляционном порядке и оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций отмены и постановлено новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований.
Признавая кассационную жалобу обоснованной, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь отметила следующее:
— из предписания на проведение выездной внеплановой проверки и акта выездной внеплановой проверки следует, что проверка начата в декабре 2018 года и окончена в феврале 2019 года. При этом в соответствии с положениями пункта 4 статьи 74 НК в проверяемый период вошел истекший период текущего года (года назначения проверки), в связи с чем проверяемый период составил более пяти лет. Из предписания на проведение дополнительной внеплановой проверки усматривается, что указанная проверка проводилась с июля 2019 по август 2019, при этом проверяемый период налоговым органом не изменялся;
— ограничение временного периода проведения налоговых проверок не применяется в отношении проверок, проводимых по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, Генерального
прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, а также дополнительных проверок (часть вторая пункта 4 статьи 74 НК).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 61 НК взыскание налога, сбора (пошлины) с организации или индивидуального предпринимателя не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет; плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Таким образом, положениями НК предусмотрен предельный срок взыскания задолженности по платежам в бюджет, который в соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19.12.2019 № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений» восстановлению не подлежит. При этом исключением являются случаи, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и (или) организацией и индивидуальным предпринимателем представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Обстоятельств, указывающих на наличие названных случаев при проведении проверки ООО «Апрель Сити», из материалов дела не усматривается, поскольку при проведении дополнительной проверки период, за который она проводилась, налоговым органом не изменялся, как и не представлялась налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и дополнениями.
— положения пункта 4 статьи 74 НК в данном случае не дают оснований для исчисления налогов за более длительный период, чем это предусмотрено пунктом 2 статьи 61 НК, ввиду отсутствия оснований для проведения налоговой проверки за более длительный период, перечисленных в части второй пункта 4 статьи 74 НК.
При этом указанный в части первой пункта 2 статьи 36 НК порядок исчисления налогов (сборов) по итогам налогового периода, обязывающий учитывать выявленные в этом налоговом периоде факты неуплаты и излишней уплаты налога, сбора (пошлины) независимо от истечения пяти лет от установленных налоговым законодательством сроков его уплаты подлежит применению в отношении налогов, исчисляемых нарастающим итогом, что соотносится с положениями пункта 2 статьи 61 НК и подпункта 5.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства.
— из материалов дела следует, что предельные сроки для взыскания налогов за 2013 год с учетом положений пункта 2 статьи 61 НК на момент принятия оспариваемого решения истекли, что является основанием для удовлетворения требования Заявителя.
Налоговые споры 2022 Январь 2022 года ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Дело №155ЭАП21153 г. Минск Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда
Признание недействительным решения налогового органа о взыскании суммы налогов и пеней Март 2020 года Предмет спора: Компания А. с конца декабря 2018 года находилась в
Оспаривание решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей в связи с представлением контракта, срок действия которого истек к моменту совершения таможенной процедуры Март 2020 года